НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Право-инфо

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРОДАВЦУ - ПЛАТЕЛЬЩИКУ НДС, ЕСЛИ ПОКУПАТЕЛЬ НЕ ОПЛАЧИВАЕТ ПОСТАВКУ

Распечатать

По материалам журнала "Главная книга"

Н. Мацепуро

Крайне несправедливо, когда продавец передает товары (выполняет работы, оказывает услуги), уплачивает при этом в бюджет отгрузочный НДС, а покупатель даже и не думает оплачивать поставку, да еще и имеет право на НДС-вычет! Что делать продавцу в таких ситуациях и как обезопаситься от них? Сразу скажем, что, к сожалению, НК РФ для таких случаев никаких особенностей не предусматривает. Продавец, которому попался такой недобросовестный покупатель, не освобождается от уплаты НДС с отгрузки. А у покупателя есть право на вычет независимо от того, рассчитался он с продавцом или нет. Поэтому единственное, что остается продавцу, - это принимать превентивные меры либо уже по факту взыскивать долг с покупателя в судебном порядке.

 

СОВЕТУЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Для оценки платежеспособности покупателя перед началом работы с ним следует проверить его:

- по картотеке арбитражных дел. Так вы узнаете, в каких тяжбах участвует покупатель и есть ли среди них дела о взыскании с него задолженности по искам контрагентов и ИФНС;

- по банку данных исполнительных производств. Он покажет, есть ли у покупателя взыскиваемые долги.

 

Примечание. Подробнее о том, как проверить контрагента, мы писали: ГК, 2014, N 18, с. 63; 2014, N 4, с. 38

 

На стадии заключения договора

Чтобы снизить риск неполучения оплаты от покупателя, еще на этапе заключения договора можно настоять на включении в него, к примеру, таких условий:

- о полной предоплате;

- об обеспечении исполнения покупателем обязательства по оплате, например, путем залога, поручительства, факторинга, банковской гарантии и т.п. <1>

 

Примечание. В отдельных случаях, предусмотренных законом, покупатель может застраховать риск своей ответственности по договору в пользу продавца. Например, такая возможность есть у лизингополучателя <2>. Поэтому в договоре лизинга можно предусмотреть его обязанность по страхованию.

 

Примечание. Картотека арбитражных дел размещена на сайте ВАС: http://www.arbitr.ru (http://kad.arbitr.ru/)

Банк данных исполнительных производств можно найти на сайте ФССП: http://fssprus.ru (http://fssprus.ru/iss/ip/)

 

На стадии отгрузки

Если в договоре не предусмотрен штраф за неисполнение вами обязанности выставить счет-фактуру, то, в принципе, вы можете не отдавать его покупателю до момента оплаты либо выдать его с существенными ошибками <3>. Ведь налоговой ответственности за невыдачу счета-фактуры нет (если он сформирован в книге продаж и налог включен в налоговую базу). Тем самым вы создадите покупателю препятствия в применении налогового вычета.

Правда, покупатель может потребовать выдачи счета-фактуры через суд. Но не факт, что спор разрешится в его пользу. Судебная практика по таким делам очень противоречивая, причем и тогда, когда обязанность выдать счет-фактуру предусмотрена договором, и тогда, когда не предусмотрена.

 

Примечание. Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел "Судебная практика" системы КонсультантПлюс

 

Смотрите сами:

<если> в договоре прописано условие о выдаче счета-фактуры, то суды могут:

<или> удовлетворить иск покупателя, признав такое обязательство договорным и применив норму ГК РФ о недопустимости отказа от исполнения обязательства в одностороннем порядке <4>;

<или> отказать в иске, сказав, что раз порядок оформления и предъявления счетов-фактур регулируется налоговым законодательством, то ГК РФ в данном случае неприменим независимо от закрепленных договором обязанностей <5>;

<если> в договоре нет такого условия, то суды также:

<или> удовлетворяют иск, считая достаточным, что цена в договоре указана с учетом налога и, соответственно, у продавца возникли обязанности плательщика НДС <6>;

<или> отказывают в иске (что бывает чаще), поскольку выставление счетов-фактур предусмотрено налоговым законодательством, введено исключительно для формализации исчисления НДС и в рамках искового производства нельзя обязать представить счет-фактуру <7>.

* * *

Если покупатель попался недобросовестный и не платит, а вы на такой случай никак не подстраховались, то остается только писать ему претензию и пугать взысканием через суд долга вместе с суммой неустойки (процентов по ст. 395 ГК РФ) и судебных расходов (на оплату госпошлины, услуг представителя и т.п.). А затем, если это не поможет, идти судиться.

Примечание. С 1 июня направление претензии перед обращением в суд является обязательным даже при отсутствии указания на это в законе или в договоре <8>.

 

--------------------------------

<1> п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 824 ГК РФ

<2> ст. 932 ГК РФ; п. 4 ст. 21 Закона от 29.10.98 N 164-ФЗ

<3> п. 2 ст. 169 НК РФ

<4> ст. 309 ГК РФ; Постановления 13 ААС от 31.03.2011 N А56-53255/2010; 14 ААС от 25.01.2011 N А66-4669/2010

<5> Постановление ФАС МО от 04.02.2011 N КГ-А40/17762-10

<6> Постановления 15 ААС от 27.07.2015 N 15АП-10859/2015; 17 ААС от 08.10.2015 N 17АП-11400/2015-ГК; АС МО от 13.08.2014 N Ф05-8652/2014

<7> Постановления АС МО от 05.05.2015 N Ф05-5055/2015; 17 ААС от 18.12.2015 N 17АП-14199/2015-ГК; 15 ААС от 18.09.2015 N 15АП-13570/2015; 18 ААС от 17.04.2013 N 18АП-2709/2013

<8> ст. 2 Закона от 02.03.2016 N 47-ФЗ; п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ (в ред. Закона от 02.03.2016 N 47-ФЗ)

 

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2016, N 11

?>