НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Услуги

какие социальные гарантии (выходное пособие, средний месячный заработок за третий месяц трудоустройства и иные выплаты) положены при увольнении работающего пенсионера в связи с сокращением численности (штата)

Распечатать

Гражданку Р-ину, работающего пенсионера, в настоящее время увольняют по  сокращению штатов.

Вопросы: какие социальные гарантии положены работающему пенсионеру при его сокращении, в том числе,  обязан ли работодатель выплачивать выходное пособие, а также средний месячный заработок за третий месяц трудоустройства при увольнении работающего пенсионера в связи с сокращением численности (штата); какие иные выплаты положены при увольнении.

Ответ юриста.

При сокращении численности (штата) работников организации (индивидуального предпринимателя) трудовой договор расторгается по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ). Нельзя уволить работника в связи с сокращением численности в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).

ТК РФ установлены гарантии всем без исключения работникам, увольняемым по сокращению численности (ст. ст. 178, 179, 180, 318 ТК РФ). Работниками признаются физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ). Законодательство не запрещает пенсионерам вступать в трудовые отношения. Таким образом, статус пенсионера не препятствует признанию его работником при заключении трудового договора. Следовательно, гарантии, установленные ТК РФ в отношении работников, увольняемых по сокращению численности (штата), распространяются на работающих пенсионеров.

Статья 178 ТК РФ предусматривает выплату выходного пособия при увольнении по сокращению численности (штата). В день увольнения работнику следует выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Его выплата не зависит от дальнейшего трудоустройства физического лица. Сумма выходного пособия зачитывается за первый месяц сохранения среднего заработка на период трудоустройства (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Поэтому по истечении первого месяца со дня увольнения работодатель не делает никаких выплат сокращенному пенсионеру.

Если пенсионер не устроится на работу в течение двух месяцев, то ему выплачивается средний месячный заработок за второй месяц.

Споры возникают при решении вопроса о выплате пенсионеру среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения (для работников Крайнего Севера в течение четвертого, пятого и шестого месяцев (ст. 318 ТК РФ)). Эта выплата производится:

- в исключительных случаях;

- по решению органа службы занятости населения;

- при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Суть спора заключается в том, что некоторые работодатели относят такую выплату к мерам социальной защиты безработных, поэтому не оплачивают пенсионеру третий месяц трудоустройства. Согласно абз. 3 п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) лицо, которому назначена трудовая пенсия по старости, не признается безработным.

Рассматривая споры между работодателями и бывшими работниками-пенсионерами о сохранении среднего заработка за третий месяц, суды не приходят к единому мнению.

Московский областной суд в Апелляционном определении от 21.08.2012 N 33-16695 и Санкт-Петербургский городской суд в Кассационных определениях от 24.01.2012 N 33-800/2012, от 24.01.2012 N 33-741/2012 приняли сторону работодателя, решив, что пенсионеры, получая пенсию, лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников. А следовательно, у пенсионеров отсутствуют исключительные обстоятельства для возникновения права на спорную выплату (ст. ст. 178, 318 ТК РФ).

Напротив, в Апелляционном определении от 31.01.2012 N 33-306 Кировский областной суд поддержал требования уволенного работника, указав, что решение вопроса о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца относится к полномочиям службы занятости. Если работодатель не согласен с решением органа занятости, то он вправе обжаловать его в судебном порядке.

Суды, рассматривающие споры между работодателями и центрами занятости, также принимают разные решения. Так, Краснодарский краевой суд в Апелляционных определениях от 11.10.2012 N 33-20474/12 и от 21.09.2012 N 33-16646/12 указал, что в силу норм ТК РФ гарантия оплаты распространяется на работников, достигших пенсионного возраста, на общих основаниях.

В то же время суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (рассматривался спор об аналогичных гарантиях, установленных ст. 318 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, увольняемых в связи с сокращением численности), не оспаривая распространение гарантий на пенсионера, посчитал, что орган службы занятости должен указывать в решении о сохранении пенсионеру среднего месячного заработка, в чем именно заключается исключительность случая. В Кассационном определении от 15.11.2011 N 33-5073/2011 этот суд пришел к выводу, что центру занятости нужно было указать, что он принял все предусмотренные законом меры, например направлял обратившегося гражданина на повышение квалификации, переобучал его, но, несмотря на это, трудоустройство явилось невозможным. А в Кассационном определении от 21.02.2012 N 33-846/2012 этот же суд указал, что исключительность случая не может быть усмотрена в отношении пенсионера, имеющего постоянный доход в виде пенсии.

Таким образом, решение о сохранении сокращенному пенсионеру среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения (для работников Крайнего Севера в течение четвертого, пятого и шестого месяцев) принимает орган службы занятости населения. На наш взгляд, если такое решение получено организацией, она обязана произвести указанную выплату, если же организация не согласна с этим решением, то она может оспорить его в суде. Однако при обращении в суд рекомендуется изучить судебную практику по аналогичным вопросам в своём регионе.

На основании вышеизложенного следует, что при сокращении работающего пенсионера за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Если есть решение органа службы занятости об оплате третьего месяца трудоустройства, то работодатель должен выплатить пенсионеру средний месячный заработок за указанный период.

Об иных выплатах при увольнении.

Другие выплаты, если они предусмотрены, должны быть закреплены в локальных нормативных актах организации-работодателя (коллективный договор, положение об оплате труда, положение о материальном стимулировании работников и пр.). Для этого  Р-иной следует их затребовать и ознакомиться с ними подробно в организации, где она работает.

 

Черникова Софья Николаевна, юрисконсульт ОАО "УРАЛМЕТАЛЛУРГМОНТАЖ", тел. 8 912 766 67 56. Консультация дана в ноябре 2013 г.

?>