НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Услуги

О мошенничестве, совершенным неустановленным лицом в отношении заявителя с помощью системы «Мобильный банк» и о неправомерных действиях банка

Распечатать

Гражданин Б-лов обратился со следующей проблемой: в апреле 2012 года при получении зарплатной карты в отделении  банка Х ему выдали также кредитную карту с лимитом пользования в 50 000,00 рублей. Со слов заявителя картой он не пользовался и карту не активировал. В сентябре 2013 года на телефон заявителя стали поступать смс-сообщения и звонки от коллекторского агентства с требованием погасить задолженность, образовавшуюся по его кредитной карте в сумме 50 000.00 рублей и проценты за пользование кредитом. Как оказалось, при получении кредитной карты заявителем был подписан бланк заявления на выдачу карты, который был набран на компьютере сотрудником отделения банка. В указанном заявлении была допущена опечатка в номере сотового телефона владельца кредитной банковской карты, кроме того согласно этому заявлению получатель карты согласился на подключение банком услуги «Мобильный банк», с помощью которой можно управлять кредитной картой с помощью прикрепленного к ней телефонного номера абонента. Таким образом, фактически заявитель согласился подключить услугу «Мобильный банк» с возможностью перечисления денежных средств через удаленный доступ по мобильному телефону на телефонный номер чужого человека.

Перед тем как прийти на консультацию, заявитель трижды подавал претензию в территориальное отделение банка, а также в само отделение ХХ, также им было подано отношение о совершении преступления в отдел «К» МВД по УР. Заявитель представил копии претензий в банк, ответ из банка, а также представленная банком копия заявления на выдачу кредитной карты. Заявитель подтвердил, что подпись на заявлении на выдачу кредитной карты стоит его, однако при этом пояснил, что при получении карты ему никто ничего не объяснял: просто попросили подписать некий документ, выдали карту и никаких пояснений не дали. Никаких сообщений ему в течение всего времени с момента получения им кредитной карты по использованию услуги мобильный банк не приходило. Карту после того как стали приходить сообщения от коллекторов и банка он заблокировал.

Ответ юриста.

Прежде всего, необходимо разграничить способы урегулирования отношений с банком и способы возврата денежных средств.

В ситуации, когда клиент собственноручно подписывает заявление со своими личными данными, ответственность за представленную им информацию несет соответственно сам клиент банка. Но, в соответствии с положениями ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Согласно подписанного клиентом банка заявления, банк подключает клиенту на указанный в заявлении номер телефона услугу «Мобильный банк», которая подключается одномоментно с оформлением и получением клиентом кредитной карты. В процессе консультации юрист позвонил в  отделение ХХ банка , где представитель IT службы пояснил, что операционист, который оформляет и выдает банковские карты, обязан проверить подключение услуг, заявленных заявителем в своем заявлении. Заявитель также сообщил, что он свой номер телефона операционисту банка не давал, но ранее им в банке была оформлена зарплатная карта с правильными контактными данными, и в настоящее время коллекторы звонят именно на правильный номер телефона заявителя.

Юрист также позвонил сотруднику соответствующего подразделения МВД, который осуществлял доследственную проверку по поданному отношению и выяснил, что сумма с кредитной карты была списана с помощью номера телефона, указанного в заявлении на выдачу кредитной карты, при этом номер находился на территории Пермского края. К моменту консультации материал проверки уже был направлен в территориальный отдел полиции на возбуждение уголовного дела по месту жительства заявителя. Однако, согласно действующему законодательству, расследование уголовного дела проводится по месту совершения преступления, т.е. уголовное дело, скорее всего, будет направлено в пермский край для проведения предварительного следствия.

Юрист разъяснил, что заявителю необходимо:

- получить Постановление о возбуждении уголовного дела и Постановление о признании его потерпевшим;

- составить претензии в отделение ХХ, и в Управление банка с требованием прекратить начисление процентов на задолженность по указанной кредитной карте, а также ввести мораторий на погашение задолженности до завершения расследования по уголовному делу;

- запросить в Претензии провести банк внутреннее расследование на предмет того, что в заявлении на получение кредитной карты указан неверный номер телефона с опечаткой, на который впоследствии были перечислены денежные средства, а звонки о задолженности из банка стали поступать заявителю на его правильный номер телефона.

Юрист также составил текст претензии к банку и дал заявителю ряд рекомендаций в рамках уголовного дела, на что стоит обратить внимание органов предварительного следствия.

 Машинникова Наталья Олеговна, электронный адрес n-alico@mail.ru. Консультация дана в ноябре 2013 г.

?>