НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Услуги

О выборе организационной формы для целей аккумулирования денежных средств, передаваемых родителями учеников школы для целей дополнительного материально-технического обеспечения школы

Распечатать

Заявитель, родитель одного из учеников школы, просит проконсультировать, в какой форме оптимально учредить организацию, которая бы позволяла аккумулировать денежные средства, передаваемые родителями учеников школы для целей дополнительного материально-технического обеспечения школы. Указанная форма (способ) также должен обеспечивать возможность для привлечения и рационального распоряжения дополнительными внебюджетными средствами. До сих пор инициативная группа рассматривала один лишь вариант такой организации – фонд, но хотела бы получить также разъяснения, есть ли иные организационные формы для реализации вышеуказанных целей.

Школа создана в форме муниципального бюджетного учреждения. Расходы на содержание субъекта, который будет нести бремя содержания потенциального фонда и субъекта, который будет контролировать создаваемый фонд, предполагается брать из поступающих от родителей средств.

 

Ответ юриста.

Действительно, для аккумулирования денежных средств, передаваемых родителями учеников школы для целей дополнительного материально-технического обеспечения школы, вполне подходит создание фонда.

Общие требования к статусу фонда и его особенности установлены нормами ГК РФ (ст.ст. 123.17. – 123.20. ГК РФ). Вместе с тем, правовое регулирование осуществляется помимо ГК РФ и специальными Федеральными законами.

Фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Фонд не является организацией, основанной на членстве, что избавляет эту форму юридического лица от целого ряда сложностей, присущих другим типам организаций или объединений. Учредители фонда определяются только при создании и регистрации фонда, в последующем их число не может быть изменено в сторону увеличения. Впоследствии нельзя изменить или убрать учредителей фонда.

Источником средств фонда становятся не только потребители дополнительных образовательных услуг, но и предприниматели, выпускники и иные лица, имеющие желание и возможность оказать помощь школе.

Фонд может быть учрежден как гражданами — физическими лицами, так и юридическими лицами, в том числе и ими совместно. В принципе, для создания фонда достаточно одного учредителя (физического или юридического лица).

В качестве положительных сторон фонда можно выделить прозрачность использования средств, коллегиальное принятие решений, регулярные подробные отчеты исполнительного органа фонда о расходовании средств (абз. 2 п. 2 ст. 123.18 ГК РФ).

Модель привлечения дополнительных средств через фонд, во-первых, позволяет максимально учесть интересы, пожелания, возможности родителей обучающихся, иных заинтересованных, неравнодушных лиц, во-вторых, позволяет обезопасить администрацию школы от риска нарушения весьма запутанного финансового законодательства (ведь получает и расходует средства именно фонд, а не директор), исключает необходимость ведения сложного бухгалтерского учета, а также согласования смет расходов с учредителем.

Словом, фонд, с одной стороны, гарантирует целевое использование средств родителей обучающихся, выпускников школы, предпринимателей — основной категории благотворителей, а с другой — является хорошим средством от «головной боли» для директора школы. 

Процедура регистрации фонда.

Создание и функционирование фонда поддержки школы регулируется Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В связи с тем, что в соответствии с ГК РФ фонд относится к категории некоммерческих организаций, то процедура ее создания носит ряд особенностей. Процедура регистрации некоммерческой организации регулируется в том числе Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2012 N 23117) (далее по тексту – «Приказ № 455»).

Государственную услугу по регистрации фонда предоставляет Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

Были разъяснены срок предоставления услуги по регистрации фонда (согласно п. 2 Приказа № 455 он не должен превышать 30 дней), перечень документов, необходимых для получения услуги по регистрации  (установлен ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 28 Приказа № 455):

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; - 2 экз;

2) учредительные документы некоммерческой организации - 3 экз;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов - 2 экз;

4) документ об уплате государственной пошлины;

5) при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

6) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица;

копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной неправительственной некоммерческой организации (для отделения иностранной неправительственной некоммерческой организации);

7) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующей графе заявления).

Протокол заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащий решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов), должен содержать:

- дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;

- список учредителей - участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;

- сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);

- существо принятых решений и результаты голосования по ним;

- сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;

 -фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.

Озвучены основания для отказа в государственной регистрации фонда (ст. 50 Приказа № 455).

Адрес регистрации фонда. Адрес благотворительного фонда является местом нахождения его исполнительного органа, по которому Минюст, ФНС, а также другие компетентные государственные органы и организации могут связаться с фондом. Юридический адрес фонда и фактический адрес фонда должны совпадать по одному месту нахождения фонда в соответствии с налоговым законодательством. Фонд можно зарегистрировать на домашний адрес учредителя или руководителя (директора, президента) такого фонда. Для регистрации фонда по домашнему адресу (по месту нахождения квартиры) требуется обязательное наличие у арендодателя права на предоставление помещения. Право на предоставление юридического адреса для открытия фонда должно быть подтверждено документально (например, свидетельством о государственной регистрации права собственности или аренды помещения).

Размер государственной пошлины за регистрацию фонда составит 4 000 рублей (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину, если не установлено иное, до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий.

Регистрация в налоговых органах. В соответствии с п. 23 Приказа № 455 Министерство юстиции (его территориальные органы) самостоятельно направляют документы в регистрирующий орган, направление осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации.

На основании принятого центральным аппаратом Минюста России и его территориальным органом решения о государственной регистрации некоммерческой организации и представленных ими необходимых сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в центральный аппарат Минюста России или его территориальный орган.

Кто может быть заявителем при регистрации фонда. В соответствии с п. 2 Приказа № 455 Заявителями при государственной регистрации некоммерческой организации являются:

руководитель постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа регистрируемой некоммерческой организации или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от ее имени;

учредитель (учредители) некоммерческой организации при ее создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемой некоммерческой организации.

Фонд, являясь юридическим лицом, может иметь печать, счет в банке. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ  «О бухгалтерском учете» фонд обязан вести бухгалтерский учет.

Альтернативой созданию фонда может быть создание попечительского совета школы.

В соответствии с п. 4 ст. 26  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об образовании) в целях управления образовательной организацией формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Таким образом, попечительский совет - это коллегиальный орган управления образовательной организацией, объединяющий на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретной образовательной организации. Порядок формирования и компетенция попечительского совета определяются Уставом образовательной организации и Положением о попечительском совете.

Деятельность попечительского совета как коллегиального органа управления образовательной организацией регулирует Федеральный закон N 273-ФЗ (ч. 4 ст. 26 Закона об образовании).

В состав попечительского совета могут входить представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, предпринимательских и научных кругов, средств массовой информации, общественных объединений и ассоциаций, независимо от форм собственности, педагогические работники, обучающиеся, их родители, иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательной организации. Членами попечительского совета могут быть юридические лица, которые действуют через своих представителей. Представители юридического лица принимают участие в работе попечительского совета на основании своих служебных полномочий или доверенности. Попечительский совет возглавляет председатель, избираемый на заседании попечительского совета.

Попечительский совет создается на весь срок деятельности образовательной организации. Количество членов попечительского совета не ограничено (обычно не менее 5 (пяти) членов). Попечительский совет возглавляет председатель. Директор образовательной организации является не избираемым членом попечительского совета и не может исполнять функции председателя. Председатель и заместитель председателя избираются ежегодно на первом заседании попечительского совета большинством голосов при открытом голосовании по согласованию с иными органами (педагогическим советом, управляющим советом или иным органом коллегиального управления). Организационной формой работы попечительского совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Попечительский совет имеет право:

контролировать финансово-хозяйственную деятельность фонда развития образовательной организации;

заслушивать руководство образовательной организации по рациональному использованию бюджетных и внебюджетных финансовых средств на нужды образовательной организации, о перспективах развития образовательной организации, соблюдения финансовой дисциплины в образовательной организации, выполнения программ (подпрограмм) развития образовательной организации;

распределять по представлению руководителя образовательной организации стимулирующие выплаты педагогическому персоналу и/или вносить рекомендации по распределению стимулирующих выплат непедагогическому персоналу;

устанавливать режим занятий обучающихся (продолжительность учебной недели, время начала и окончания занятий), принимать решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся;

принимать решение об исключении обучающегося из образовательной организации (в соответствии с законодательством и Уставом образовательной организации);

содействовать привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации, в том числе согласовывать по представлению руководителя организации бюджетную заявку, смету бюджетного финансирования и смету расходования средств, полученных от условий приносящей доходы деятельности и иных внебюджетных источников.

Все вопросы создания и деятельности коллегиальных органов управления образовательной организации, в т.ч. наличие права на принятие управленческих решений должны быть урегулированы уставом образовательной организации в соответствии с законодательством. Принципиально новым полномочием данных органов является возможность выступления от имени образовательной организации. Таким полномочием ранее был наделен только ее руководитель (Письмо Минобрнауки России от 22.10.2015 N 08-1729 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования»).

Таким образом, денежные средства, переданные родителями на добровольной основе будут учитываться на счете школы. Распоряжение данными денежными средствами может осуществляться в  порядке и на условиях, предусмотренных Уставом образовательного учреждения и Положением о попечительском совете.

Разъяснено, что передачу денежных средств можно оформлять договором пожертвования, заключаемым с каждым из родителей (ст. 582 ГК РФ), главным условием пожертвования денежных средств является направление их на достижение общественно полезных целей.

Но в целом, по сравнению с фондом, попечительский совет является коллегиальным органом управления образовательной организацией, реализует много других функций и целей по развитию образования и конкретной образовательной организации, по сравнению с функциями и целями фонда.

 

Юрисконсульт ООО "Фармаимпекс Консалт" Русинов Евгений Андреевич, тел. 8-906-897-66-23, почта o5dvoika@mail.ru

Консультация была дана в ноябре 2016 г. в рамках конкурса «Юрист-Профессионал 2016»

?>