НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Услуги

О возможности оспорить или уменьшить взыскание алиментов на ребенка при наличии множества смягчающих обстоятельств со стороны должника

Распечатать

В 2009 году при разводе с заявителя Д. взысканы алименты на содержание несовершеннолетней дочери в размере ¼ от заработка (дохода). Исполнительный лист бывшая супруга предъявила в службу судебных приставов в апреле 2017 года за несколько месяцев до совершеннолетия дочери, хотя заявитель регулярно передавал ей деньги для ребенка, но документально подтвердить этот факт не может. С постановлением о возбуждении исполнительного производства заявитель ознакомился лично у пристава через месяц после его вынесения. Спустя месяц заявитель попал в больницу, где находился с 18.07.2017 по 30.10.2017 года в связи с операцией. 16.06.2017 г. пристав вынес постановление об обращении взыскания на заработную плату (иные доходы) в размере 50 % в связи с наличием у заявителя задолженности по алиментным обязательствам за три года. Копию указанного постановление заявитель получил только 10.11.2017 года, так как оно было направлено на адрес регистрации заявителя, где после пожара в 2014 году заявитель фактически не проживает. С 07.06.2017 года заявитель состоит на учете в службе занятости, получает пособие по безработице в размере 5 686 рублей, что является его единственным источником дохода. В настоящее время решается вопрос о присвоении группы инвалидности и дальнейшем лечении. От погашения задолженности по алиментам не отказывается, но желает оплачивать не 50%, а в размере, установленном решением суда, то есть ¼.

Представлены: копия исполнительного листа, копия постановления о возбуждении исполнительного производства, копия постановления об обращении взыскания в размере 50%, свидетельство безработного, справка о размере пособия и удержаниях с него, справка ФГУЗ УР ГКБ №9 о нахождении на стационарном лечении, направление на МСЭК, акты о пожаре и обследовании помещения после пожара.

 

Вопрос: можно ли оспорить указанное постановление и уменьшить размер удержаний и как это сделать?

 

Ответ юриста.

Согласно частям 2, 3 статьи 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов; указанное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов. Аналогичное разъяснение содержится в п. 56 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее – Постановление № 50).

Из буквального толкования указанной нормы следует, что запрета на установление размера удержания в максимальном пределе она не содержит.

Пособие по безработице законодательно не отнесено к виду обеспечения по обязательному социальному страхованию, поэтому на такое пособие может быть обращено взыскание по исполнительному документу (п. 57 Постановления № 50, ч. 2 Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 N 841  "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей").

Таким образом, действия пристава-исполнителя об обращении взыскания на пособие по безработице  в указанном размере являются законными.

Вместе с тем при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, установленные ст. 4 Закона об исполнительном производстве, а именно: принципа законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Поскольку положения ст. 99 Закона об исполнительном производстве устанавливают лишь максимально возможные размеры удержания из заработной платы и иных доходов должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.

Аналогичные разъяснения неоднократно давались Конституционным Судом Российской Федерации, согласно которым конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (Определения от 13 октября 2009 года N 1325-О-О, от 15 июля 2010 года N 1064-О-О и от 22 марта 2011 года N 350-О-О).

Таким образом, при определении размера удержания из пособия по безработице, являющимся для заявителя на сегодняшний день единственным источником существования, приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего и размер этого пособия, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении условия, необходимые для их нормального существования и реализацию его социально-экономических прав. При этом необходимо сохранение баланса между исполняемостью судебного акта и сохранением у должника необходимого уровня существования.

Согласно ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве участники исполнительного производства имеют право подавать заявления, ходатайства соответствующему должностному лицу на любой стадии исполнительного производства.

Должностное лицо службы судебных приставов по результатам рассмотрения заявления, ходатайства выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 5 и 7 указанной статьи).

На основании изложенного, заявителю рекомендовано обратиться в службу судебных приставов с заявлением об уменьшении размера удержания с приложением документов, подтверждающих имущественное положение заявителя.

В случае отказа пристава в удовлетворении указанного заявления действия пристава могут быть обжалованы в порядке административного судопроизводства в Первомайский районный суд гор. Ижевска путем подачи административного иска. Госпошлиной административное исковое заявление в данном случае не облагается (абзац третий подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ).

Заявителю подготовлено и вручено заявление об уменьшении размера удержания, разъяснен порядок дальнейшего административного обжалования действий пристава в случае получения отказа.

 

Консультация дана в ноябре 2017 г. в рамках Республиканского конкурса «Юрист-Профессионал 2017».

Консультант - Бригинская Людмила Анатольевна, частнопрактикующий юрист, тел. 8-922-510-42-09

?>