НТВП "Кедр - Консультант"

912-333

Услуги

О возможности использовать право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, после достижения ребенком совершеннолетия

Распечатать

Заявительница В. по решению суда являлась опекуном своего несовершеннолетнего внука, (отец ребенка умер, мать лишена родительских прав и ее местонахождение неизвестно). В настоящее время внуку 28 лет, в 14 лет ему была выделена доля в квартире, как члену семьи заявительницы, где в настоящее время проживает заявительница, ее супруг, внук и другие родственники. За постановкой на учет для получения жилья внук, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в администрацию не обращался, так как никто не разъяснил наличие такого права.

 

Вопрос: Может ли сейчас ее внук претендовать на получение квартиры, как ребенок, оставшийся без попечения родителей?

 

Ответ юриста.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Аналогичные положения содержатся и в Законе УР от 14.03.2013 года N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ".

Исходя из указанных норм главными условиями получения внеочередного жилья детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, является:

- постановка на учет до 23-летнего возраста;

- отсутствие жилья либо признание имеющегося жилья непригодным для проживания.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Действующим законодательством не предусмотрено восстановление срока постановки на льготный жилищный учет, следовательно, указанное право утрачивается, если обладающие этим правом лица не встали на учет до достижения 23-летнего возраста. Уважительные причины, носящие исключительный характер, препятствовавшие постановке на учет, у внука заявительницы отсутствуют. Кроме того, у внука имеется в собственности доля в квартире, куда он вселен как член семьи ответственного квартиросъемщика, указанное жилье в установленном порядке непригодным для проживания не признано.

Таким образом, условия для предоставления внеочередного льготного жилья в данной ситуации отсутствуют. Следовательно, внук заявительницы не может претендовать на получение внеочередного жилья.

Нужно отметить, что на сегодняшний день сформирована судебная практика, согласно которой суды, установив пропуск заявителями срока для постановки на учет в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, а также отсутствие уважительных причин, носящих исключительный характер, отказывают заявителям в удовлетворении требований о восстановлении пропущенного срока (Апелляционное определение Верховного суда УР от 03.03.14 по делу № 33-768/2014, Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2017 N 18-КГ17-139 и т.д. ).

 

Консультация дана в ноябре 2017 г. в рамках Республиканского конкурса «Юрист-Профессионал 2017».

Консультант - Бригинская Людмила Анатольевна, частнопрактикующий юрист, тел. 8-922-510-42-09

?>