Официальный поставщик КонсультантПлюс в Ижевске и Удмуртской Республике

Вход/Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

\ \ \ \
Возврат приобретенного товара, имеющего дефекты, не обнаруженные при покупке

Защита прав потребителей

25.05.2023

Заявительница Ш. в октябре 2014 года приобрела в магазине два матраса марки «Сонель». После доставки их в квартиру были выявлены следующие дефекты: резкий специфический неприятный запах, стук и скрип в пружинных механизмах, молнии с боков на чехлах матрасов вшиты волнообразно, выпирают, создают лишний объем по периметру матраса. Указанные недостатки выявлены на обоих матрасах. Ш. потребовала от магазина принять приобретенный товар в устной форме, но продавец отказал ей в этом без объяснения причин. Причем при передаче товара на указанные недостатки продавец не указал, в тексте договора они также не оговорены. По настоящее время переданные ей матрасы в употреблении не были, их использование невозможно.

 

Вопрос заявителя: как ей возвратить указанные товары обратно в магазин и вернуть уплаченные за них деньги?

 

Ответ юриста.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту «Закон»), «Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы».

В соответствии со статьей 22 Закона, «Требования потребителя о … возврате уплаченной за товар денежной суммы, … вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.».

Кроме того, пунктом 1 статьи 23 Закона предусмотрено: «за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара».

Согласно пункту 6 статьи 13 Закона, «При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя».

Кроме того, в соответствии с требованиями статей 469, 470 ГК РФ, обязанность доказать соответствие товара предусмотренным обязательным требованиям к его качеству лежит на Продавце.

Пунктом 5 статьи 18 Закона предусмотрено: «Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет».

Таким образом, обязанность проведения проверки качества товара законом возложена на продавца. В связи с этим, в случае сомнений в характере и причинах возникновения выявленных покупателем недостатков товара, продавец вправе в десятидневный срок со дня получения претензии покупателя провести проверку качества товара. В случае отказа в удовлетворении требования Покупателя и проведения соответствующей проверки качества товара, товароведческая экспертиза может быть назначена по определению суда с возложением на продавца расходов на ее проведение. 

Принимая во внимание изложенные Ш. обстоятельства, ей было предложено обратиться к продавцу некачественного товара повторно с претензией, заявленной в письменной форме, где должны быть приведены положения статей Федерального закона «О защите прав потребителей», доведенные до нее в процессе консультации. Также было разъяснено, что в случае игнорирования продавцом ее требований или несогласия с результатами проведенной экспертизы она имеет право обратиться в суд.

 

Соболев Алексей Владимирович,

юрист ООО «ЮК «Бизнес Аналитика»,  тел. 8 912 753 60 15, почта: Sobolev@b-a.su

Консультация дана в ноябре 2014 г. 


Возврат к списку